Развитие навыков чтения и речи у дошкольников

Источник изображения: firestock.ru

Развитие навыков чтения и речи у ребенка 3-5 лет включает в себя следующие задачи:

  1. Научить описывать предметы и их назначение. Например, ложка, чтобы есть; шапка, чтобы защищать от холода. При этом можно использовать игрушки, предметы обихода, а также предметы, изображенные на картинках.
  2. Научить слушать и повторять рассказ по сюжетной картинке. Ребенку предъявляется картинка, где изображен определенный сюжет. Сначала его описывает взрослый, а потом — ребенок (так, как он понял).
  3. Научить правильно употреблять антонимы. Например, на картинке: одно дерево высокое, а другое — … ; одна линейка широкая, а другая — … Ребенок заканчивает предложения словами «низкое», «узкая».
  4. Научить составлять рассказ по картинке. Например, игрушка: во что она одета, как ей можно играть, почему она такая радостная, что она собирается делать.
  5. Научить описывать времена года и части суток по картинкам. Например, на картинке изображена осень: желтые листья, листопад, дождь, люди собирают урожай, дети ходят в школу.
  6. Научить произносить скороговорки. Скороговорки можно изучить по картинкам в книгах или повторять на слух.
  7. Научить продолжать рассказ с заданным началом. Ребенку предъявляется сюжетная иллюстрация. Взрослый начинает рассказ, а ребенок, фантазируя, продолжает.
  8. Научить называть действия. Например, кошка на картинке сидит и играет с клубком.
  9. Научить пересказывать сказки. Начать можно с самой простой — «Курочка Ряба». Потом перейти к более сложным. Сначала ребенок будет продолжать предложения, потом и полностью самостоятельно рассказывать.
  10. Научить искать в словах заданные буквы. Ребенку предъявляется лист, где напечатаны разные слова. В этих словах нужно искать общие буквы. Например, буква «е» в словах «лев», «медведь», «ель».
  11. Научить узнавать начальные буквы в словах. Хороший помощник в этом деле — азбука, где рядом с буквой нарисована картинка. Например, «ё» — ежик, «б» — бегемот, «с» — слон.
  12. Научить узнавать конечные буквы в словах. Ребенку предъявляется лист, где напечатаны разные слова. В этих словах нужно показать и назвать последние буквы.
  13. Научить находить одинаковые слова. Ребенку предъявляется лист, где напечатаны короткие слова из 3-4 букв, некоторые из них — повторяются. Задача ребенка — найти эти одинаковые слова.
  14. Научить произносить слоги и складывать их из букв. С помощью кубиков — азбуки или магнитных букв можно объединять буквы в слоги и учить ребенка называть их. Например, «с»+»у» — это «су». Потом можно составить слово и посчитать, сколько в нем слогов.
  15. Научить складывать из букв короткие слова и свои имена. Это можно сделать с помощью кубиков или магнитной азбуки.
  16. Научить различать гласные и согласные звуки. Гласные и согласные, как правило, в азбуке и на кубиках обозначены разными цветами. Можно их сортировать по разным группам. Например, в одну коробку складываем гласные, в другую — согласные буквы.
  17. Научить соотносить написание коротких слов с соответствующими картинками. Это можно делать с помощью настольной игры «картинка-слово».

Литература

  1. Земцова О.Н. Грамотейка. 3-4 года, 2015.
  2. Земцова О.Н. Ожившие буквы. 3-4 года, 2015.
  3. Земцова О.Н. От слова к рассказу. 3-4 года, 2015.
  4. Земцова О.Н. Тесты. 3-4 года, 2015.
  5. Светлова И.Е. Большая книга заданий и упражнений по развитию логики малыша, 2010.

Оставьте комментарий