Перейти к содержимому

Развитие логики у дошкольников

Источник изображения: pixabay.com

Развитие логических навыков у ребенка 3-5 лет включает в себя следующие задачи:

Научить классифицировать предметы по категориям. Например, сортировать тематические карточки, игрушки или показывать в книге предметы одной категории.

Научить «укомплектовывать» объекты на картинках. Например, музыканту нужны ноты, инструмент, а художнику — кисточка и палитра. Зимой нам нужны  лыжи, коньки, а весной — резиновые сапоги и плащ.

Научить различать одежду для мальчиков и для девочек. Это можно сделать с помощью картинок или реальных вещей.

Научить находить лишний предмет и объяснять, почему он лишний. Лишний предмет можно находить в ряду тематических карточек или на книжной иллюстрации.

Научить определять самый большой, маленький, высокий, низкий, тонкий, толстый предмет. Искать «самый» предмет можно среди игрушек, предметов окружающего мира и на книжных иллюстрациях.

Научить показывать предметы в определенном порядке по заданному критерию. Например, от самой большой до самой маленькой матрешки, от самого длинного до самого короткого карандаша.

Научить сравнивать предметы по определенному критерию: «больше-меньше», «длиннее-короче» и т.п., научить употреблять их в нужной ситуации. Например, одна матрешка больше, другая меньше; одна линейка длиннее — другая короче; одна дорожка шире, другая — уже.

Учить находить общие признаки у предметов. Например, копченая и вареная — а все колбаса; зеленый и черный — а все это чай.

Учить находить предмет по принципу исключения. Например, найти на картинке не серого и не рыжего кота.

Учить сопоставлять предметы с их частями. Например, подбирать хвостики животным; листья, веточки и плоды к деревьям.

Научить отгадывать загадки с помощью картинок. Ребенку загадывается загадка и предъявляется несколько вариантов ответов в виде нарисованных на картинке объектов.

Научить находить парные предметы на картинках. Например, можно соединять по парам носочки и рукавички.

Научить находить части одного предмета. Например, две части чашки, снежинки, игрушки.

Научить обобщать предметы, объединяя их в одну категорию. Например, чайник, чашка, ложка — это посуда; белка, медведь, лиса — это лесные животные.

Научить находить закономерности, продолжать последовательности. Ребенку можно предложить дорисовать или выложить с помощью конструктора определенную последовательность из геометрических фигур.

Научить угадывать предметы по описанию. Ребенку показывается картинка с изображениями нескольких предметов или животных, а потом один из них описывается, например, рыжая, пушистая, хитрая — это лиса.

Научить определять расположение предметов в пространстве: справа-слева, посередине, вверху, внизу, спереди, сзади. Например, показывать на картинке: луна находится вверху, земля — внизу, один персонаж справа, другой — слева.

Научить сравнивать предметы по величине: по длине, ширине, высоте, толщине. Например, один карандаш шире другого, одно дерево выше другого.

Научить подбирать тени, силуэты, очертания по образцу. Это можно делать с помощью игры «Вкладыши» или с помощью картинок, где изображена фигура и несколько силуэтов к ней, один из которых — подходящий.

Научить показывать на картинках последовательность создания объекта. Например, пошаговое рисование домика.

Научить называть животных семьями. Например, папа — бык, мама — корова, ребенок — теленок. Все это можно собрать из тематических карточек.

Научить разделять объекты по способу действия или движения. Например, транспорт — самолет летает, лодка плавает; животные — бабочки летают, муравьи ползают; профессии — врач лечит, художник рисует.

Литература

  1. Земцова О.Н. Тесты. 3-4 года, 2015.
  2. Светлова И.Е. Большая книга заданий и упражнений по развитию логики малыша, 2010.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *