17 логических навыков, лежащих в основе понятийного мышления

В основе развития понятийного мышления лежит развитие определенных логических навыков и логических операций.

подготовка к gmat, подготовка к gre, курсы gmat, gre онлайн в Москве, Санкт-Петербурге

АНАЛИЗ

Анализ — это вид мыслительной деятельности, характеризующийся разделением предмета или явления на составляющие его элементы или признаки с целью последующего их сравнения.

Например, игрушечная пирамидка состоит из основы и пяти колец. Основа пирамиды и кольца являются составными частями общего предмета — пирамиды. Кольца имеют разный цвет и разную величину. Выделение данных признаков является примером аналитической деятельности.

СИНТЕЗ

Синтез — это вид мыслительной деятельности, противоположный анализу и характеризующийся соединением отдельных элементов в общее целое. Сбор пазла и получение в результате единой целостной картины является примером синтеза.

СРАВНЕНИЕ

Сравнение — это вид мыслительной деятельности, характеризующийся  сопоставлением нескольких объектов, явлений или свойств предметов, и нахождение сходств и различий между ними. При сравнении часто используются определенные критерии, на основе которых анализируются объекты. На основе сравнений выстраиваются классификации.

Пример сравнения

Круг — круглый и плоский, шар — круглый и объемный. Форма объектов — одинаковая, круглая, но в пространстве они представлены по-разному.

ОБОБЩЕНИЕ

Обобщение — это вид мыслительной деятельности, характеризующийся объединением разных предметов или явлений в общий класс на основании на основании наиболее значимых признаков. Одной из форм мысленного обобщения является понятие.

Пример обобщения

Круг, квадрат, треугольник — это геометрические фигуры. Ромашка, василек, мак, тысячелистник — это цветы. Медведь, лиса, волк, заяц — это животные.

КОНКРЕТИЗАЦИЯ

Конкретизация — это вид мыслительной деятельности, противоположный обобщению, и характеризующийся рассмотрением отдельного предмета или явления в общей  системе многообразных связей и отношений. Это представление чего-либо единичного как относящемуся к какому-либо общему понятию или явлению.

Пример конкретизации

Математические задачи являются конкретизацией формул и теорий. Таблицы и иллюстрации в учебниках также являются примерами конкретизации.

АБСТРАКЦИЯ

Абстракция (абстрагирование) — это вид мыслительной деятельности, характеризующийся выделением наиболее значимых в данный момент признаков или свойств понятий, предметов или явлений и отвлечением от несущественных признаков.

При абстрагировании человек сосредоточивает внимание на тех аспектах, которые помогают ему решить оставленную задачу, и не обращает внимания на другие, менее важные аспекты.

Пример абстракции

Ученик, сдающий экзамен, сосредотачивается на упражнениях, абстрагируясь от ворон, летающих за окном, от солнечной погоды и соседа по парте.

Примечание: подготовка к GMAT предполагает развитие аналитических навыков учащегося и его абстрактно-логического мышления.

подготовка к gmat, подготовка к gre, курсы gmat, gre онлайн в Москве, Санкт-Петербурге

КЛАССИФИКАЦИЯ

Классификация — это вид мыслительной деятельности, характеризующийся разделением понятий, предметов и явлений по какому-либо общему признаку и выстраивание между ними иерархии. Например, в биологии классы делятся на виды, виды — на подвиды.

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ

Систематизация — это вид мыслительной деятельности, характеризующийся выделением общих признаков у понятий, предметов и явлений с целью объединения их в общие группы и классы.

Пример систематизации

В биологической науке царства являются наиболее общей единицей, внутри которой выделяются типы. Типы делятся на классы, классы — на порядки, порядки — на семейства. Внутри семейств выделяются роды, а роды, в свою очередь, подразделяются на виды.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ

Определение понятия — это логическая операция, заключающаяся в раскрытии содержания понятия и позволяющая выделить интересующий нас объект (предмет или явление) от других, схожих с ним объектов.

Пример определения понятия

Треугольник — это геометрическая фигура, у которой есть три стороны, три угла и три вершины. Это определение треугольника.

СУЖДЕНИЕ

Суждение — это форма мышления, в которой утверждается или отрицается наличие каких-либо свойств предметов или явлений, а также связей между предметами и явлениями. Суждения бывают простыми и сложными. Суждение состоит из субъекта, предиката и логической связки.

Пример суждения

Лошадь — это парнокопытное животное. «Лошадь» — это предмет, «парнокопытное животное» — предикат, а «это» — логическая связка. Все предложение полностью является суждением.

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ

Умозаключение — это форма мыслительной деятельности, в ходе которой из одного или нескольких суждений (посылок) выводится новое суждение (логический вывод).

Пример умозаключения

Все парнокопытные животные — это млекопитающие животные. (Первое суждение)

Все олени — это парнокопытные животные. (Второе суждение)

Все олени — это млекопитающие животные. (Логический вывод)

Различают умозаключения индуктивные, дедуктивные и умозаключения по аналогии.

подготовка к sat, подготовка к act, курсы sat, act онлайн в Москве, Санкт-Петербурге

ИНДУКЦИЯ

Индукция — это форма мышления от частного к общему. В индуктивных умозаключениях из нескольких частных случаев выводится общее правило.

Пример индуктивного умозаключения

Аист умеет летать. Голубь умеет летать. Цыпленок не умеет летать. Страус не умеет летать. Аист, голубь, цыпленок и страус — это птицы. Не все птицы умеют летать.

ДЕДУКЦИЯ

Дедукция — это форма мышления от общего к частному. В дедуктивных умозаключениях логический вывод для частного случая делается на основе общего правила.

Пример дедуктивного умозаключения

Метод дедуктивных рассуждений применял в своих расследованиях известный сыщик Шерлок Холмс. Вот пример логического вывода, к которому пришел сыщик, раскрывая одно из преступлений:

«Любой человек с большими, пышными усами не может выкурить сигару до конца. Полковник Морен носил большие, пышные усы. Полковник Морен не мог выкурить сигару до конца».

АНАЛОГИЯ

Аналогия — это форма мышления, при которой на основании сходства некоторых признаков у предметов или явлений делается вывод о сходстве и других признаков у этих предметов или явлений. Логические выводы, делаемые из умозаключений по аналогии, порой могут быть смешными. Часто ими пользуются дети, примеряя на себя в игре ту или иную роль.

Пример детского умозаключения по аналогии

Медведи едят мед и малину. Медведи умеют лазить по деревьям. Я ем мед, малину и умеют лазить по деревьям. Я — медведь.

ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ

Причинно-следственные операции — это форма мыслительной деятельности, при которой устанавливается такое соотношение двух явлений, что первое (причина) является необходимой предпосылкой для второго явления (следствия) и предшествует ему во времени.

Пример причинно-следственной операции

Молодые тетеревята долго не откликались на мой свист (следствие), вероятно оттого, что я свистел недостаточно естественно (причина). (Цитата из учебника по русскому языку)

На заметку: подготовка к SAT включает в себя работу с заданиями на логику и математику. При написании эссе задействуются причинно-следственные операции.

ОПЕРАЦИИ «ЦЕЛЬ — СРЕДСТВО»

Цель — мысленно представляемый или наглядно представленный результат, к которому стремится человек.

Средства — способы, орудия или предметы, с помощью которых человек достигает цели.

Примеры операции «Цель — средство»

Чтобы повесить гардину (цель), рабочий ставит стремянку (средство).

Чтобы утолить жажду (цель), человек пьет воду (средство).

Чтобы узнать, как произносится слово щавель (цель), ученик заглядывает в орфоэпический словарь (средство).

подготовка к sat, подготовка к act, курсы sat, act онлайн в Москве, Санкт-Петербурге

ОПЕРАЦИИ «ТЕЗИС — ОБОСНОВАНИЕ — ВЫВОД»

Тезис — это кратко изложенная мысль.

Доказательство — это логическая операция, характеризующаяся обоснованием истинности утверждения (тезиса) путем приведения конкретных фактов и суждений.

Вывод — это форма мыслительной деятельности, в ходе которой осуществляется переход от исходного суждения к новому суждению с помощью доказательств и других логических операций.

Пример операции «Тезис — обоснование — вывод»

Все металлы проводят электрический ток. (Тезис, который нужно доказать)

Все вещества, имеющие в своей кристаллической решетке свободные электроны, проводят электрический ток. Все металлы имеют в своей кристаллической решетке свободные электроны. (Доказательства)

Все металлы проводят электрический ток. (Вывод)

Все эти 17 логических навыков лежат в основе развития понятийного мышления. Чем лучше развито у вас понятийное мышление, тем лучше вы понимаете, что происходит вокруг, тем лучше вас понимают окружающие и тем больше у вас шансов добиться успехов на выбранном поприще.

Литература:

  1. Гусев Д.А. Краткий курс логики: искусство правильного мышления, 2003.
  2. Дубровина И.В. Психология, 2004.
  3. Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления, 1981.

Размышления о детском воспитании

Запись опубликована в рубрике Все статьи, Развитие. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *