Психологи о сравнении детей со сверстниками

«Уверенные в себе люди не сравнивают себя с другими. Они сравнивают себя только с тем наилучшим, чем могут стать». (Брайан Трэйси)

Когда родители сравнивают своего ребенка со сверстниками, они преследуют «благородную» цель — замотивировать ребенка стать лучше, достичь определенного результата, стать в чем-то похожим на другого.

«У Тани красивый почерк, а ты пишешь как курица лапой». Дети мыслят простыми категориями, и этот текст они могут расшифровать так: «Таня — хорошая, а я плохая, потому что плохо пишу».

Если родители изо дня в день используют сравнение как модель воспитания, то по мере взросления у ребенка формируется масса комплексов, которые могут существенно затормозить его развитие как личности и с которыми ему придется бороться в зрелом возрасте. А может, и прожить всю жизнь.

Ищем другие способы мотивации

Если ребенка сравнивать со сверстниками не в его (ребенка) пользу, это может привести к разрушительным последствиям.

  1. Ребенок не чувствует себя любимым: «Таня лучше меня, родители наверняка хотели бы такую дочку, а у них родилась я, которая не умеет так красиво писать :(«. Но! Разве отсутствие красивого почерка у ребенка делает его хуже Тани в целом? Разве красивый почерк (или любой другой навык) — это тот показатель, на основании которого должна формироваться детская самооценка? Конечно, нет. И родители-то это понимают, а вот малыш — еще не понимает. Он верит маме и папе.
  2. У ребенка формируется негативное мышление и негативное самовосприятие. Ребенок склонен обобщать и гиперболизировать. Даже если сравнивать ребенка со сверстником по какому-либо одному критерию (например, красивый почерк), в богатом детском воображении появляются картины того, что он непутевый в принципе. В фантазиях ребенка к некрасивому почерку присоединяются другие «проблемы» — тонкие косички, не умеет быстро бегать и высоко прыгать, плохо запоминает стихи и не умеет интересно рассказывать что-либо, плохо рисует и некрасиво составляет игрушки, тихо говорит и не может ни разу подтянуться на турнике… Во взрослом возрасте такое самовосприятие чревато затяжными депрессиями и проблемами в личной и профессиональной самореализации.

У ребенка появляется зависть и обида на того, с кем его сравнивают. Каждый ребенок хочет быть любимым. Но не всеми окружающими, а именно своими родителями. Он ждет от них реакции одобрения, а когда что-то не получается, то — поддержки. Когда же ребенок видит, что родительское одобрение обращено к сверстнику, то начинает ревновать. Его мысли перестают быть добрыми и светлыми, и он мечтает увидеть пролитые чернила на Таниной тетради, и не сорадуется ее красивому почерку.

Сравнение может привести к гордыне и тщеславию

У сравнения есть еще одна отрицательная сторона. Для ребенка является неблагоприятным, когда родители сравнивают его со сверстниками, акцентируя внимание на «сильных» качествах ребенка. Например, он лучше других читает, играет в мяч или решает логические задачи. В таких случаях у детей может сформироваться завышенная самооценка, развиться гордыня и высокомерие.

Более того, «захваленные» дети попадают в ловушку привычки постоянно сравнивать себя с другими. Те, кому родители говорили, что они в чем-то превосходят сверстников, постоянно оглядываются на других. Они как будто не живут своей, самобытной жизнью, а гонятся за тем, чтобы обогнать сверстников или даже друзей.

Те, кто привыкли быть первыми в детстве, часто впадают в уныние во взрослом возрасте, потому что им сложнее уступать и смиряться с тем, что сверстники обгоняют их в успехах и достижениях.

Все было бы совсем грустно, если бы не было так замечательно!

Если родители обнаружили в себе привычку сравнивать своего ребенка со сверстниками и осознали, что это плохо, не нужно отчаиваться. Все поправимо.

  1. Начнем жить своей жизнью сами, а дети – это подхватят. Что это значит? Это значит – самим не сравнивать себя окружающими, но искать в них все лучшее и учиться, исправляться, изменяться.
  2. Сравнивать ребенка с самим собой в прошлом и настоящем, видеть в нем прогресс. Это придаст ребенку веру в свои силы. Например, раньше ребенок писал совсем непонятно, а теперь буквы стали разборчивее.
  3. Хорошо – не значит лучше других. Всякий раз, когда ребенок начинает соревноваться, важно обращать его внимание, чтобы он стремился сделать что-либо не лучше других, но максимально хорошо, насколько он может.
  4. Разумное отношение к победам и поражениям. Не следует избегать «официальных» соревнований. Важно в ребенке воспитать привычку искренне поздравлять победителей, сорадоваться их успехам и поддерживать проигравших.

Природа никого не обделила. Способности и таланты есть у всех. Проблемы сравнения возникают, как правило, по каким-то внешним и малозначительным критериям. Какой-то навык, умение, достижение.

Не на том должно концентрироваться воспитание. Главное — это внутренний стержень формирующейся личности: это умение сохранить внутренний мир в любой ситуации, это доброе расположение к ближнему, чуткость, сопереживание, стремление понять ближнего и разделить его тяготы и радости.

Словом, главное — это воспитать в ребенке способность любить. Любить ближнего, любить дело, которым он занимается. Пусть оно будет маленьким, незначительным и внешне не привлекательным, но оно будет любимым. Пусть ребенок познает радость труда, радость открытия и свершения. А если он будет писать как Таня, прыгать как Витя, декламировать как Настя и рисовать как Алеша, кто же тогда будет он сам?

Роль психологии в изучении человека

Заметка о воспитании

17 логических навыков, лежащих в основе понятийного мышления

Запись опубликована в рубрике Воспитание, Все статьи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *