Развиваем интеллект у детей 1-2 лет: цели и задачи

Задачи интеллектуального развития ребенка 1-2 лет направлены на познание окружающего мира по категориям и умение работать с этими категориями (классифицировать, обобщать, выполнять операции анализа и синтеза, описывать, выделять признаки).

Познавательная сфера

Хорошо, если в 1-2 года ребенок имеет следующие познания об окружающем мире.

  1. Основные временные категории: сезоны, месяцы, время суток.

Ребенок должен знать их названия, различать их признаки.

  1. Основные пространственные соотношения.

Хорошо, если ребенок знает категории «справа-слева», «вверху-внизу», «над-под-около», «перед (объектом) — за (объектом)». Также ребенка нужно учить различать большое и маленькое, толстое и тонкое, длинное и короткое, высокое и низкое.

  1. Основные количественные соотношения.

Это соотношения «один-много-мало-несколько», «больше-меньше-равно».

  1. 5-7 объектов каждой категории окружающего мира.

Это птицы, рыбы, деревья, фрукты, овощи, насекомые, части тела, погодные явления, небесные светила, профессии, цветы, животные, ягоды, грибы, кустарники, посуда, мебель, одежда, транспорт, игрушки, жилища, члены семьи, еда.

  1. Буквы и цифры.

Ребенок должен  знать, как выглядят и произносятся символы.

  1. Основные цвета.

Ребенок должен знать 7-8 основных цветов.

  1. Основные геометрические фигуры.

Геометрические фигуры можно изучать с помощью логических игрушек.

  1. «Язык животных», изображать животных.

Например, собака — «гав-гав», кошка — «мяу-мяу».

  1. Основные действия.

Например, ползать, ходить, летать.

Умения и навыки

Развитие интеллектуальных навыков у детей 1-2 лет включает в себя следующие задачи.

  1. Научить собирать пазлы.

Начинать можно от 3-5 деталей, постепенно увеличивая их количество до 15-20 деталей.

  1. Научить сортировать предметы по категориям.

Например, птицы, цветы, шары, кубики.

  1. Научить вкладывать вкладыши в нужные отверстия.

Это можно делать с помощью досок-вкладышей.

  1. Научить выполнять элементарные соотношения.

Например, подбирать комбинации «мама-малыш», «хвостик- животное», «геометрическая фигура — отверстие».

  1. Научить считать до 10.

Это можно делать на пальчиках, счетных палочках, игрушках или с помощью книги.

  1. Научить собирать пирамидку-матрешку-башенку из стаканчиков.

Ребенок учиться расставлять предметы от большого к малому.

  1. Научить различать живые и неживые объекты и явления.

Это можно делать с помощью изображений в книгах или во время прогулки.

  1. Научить показывать предметы определенных цветов и форм.

Например, взрослый просит показать желтый конус или красный шар.

  1. Научить находить одинаковые предметы.

Это можно делать с помощью изображений в книгах, игрушек или предметов обихода.

  1. Научить различать съедобное и несъедобное.

Конечно, лучше всего показывать настоящие плоды и растения, но если нет такой возможности, то можно показать на книжных иллюстрациях или изучить съедобное и несъедобное с помощью настольной игры.

  1. Научить различать части и целое, описывать, из каких частей состоит сложный предмет.

Например, показываем ребенку дерево и рассказываем, что оно состоит из ствола, кроны, листьев, корней.

  1. Научить угадывать предмет по описанию.

Например, из предложенных на картинке зайца, мороженого и матрешки нужно угадать матрешку, которую можно описать как куколку в платочке со спрятанными внутри сестрицами.

  1. Научить размышлять и предполагать, отвечать на вопросы.

Например, ребенку предъявляется изображение куклы, и малыш должен рассказать, во что одета кукла, какое у нее выражение лица и почему она веселая и грустная, что кукла собирается делать, как ей можно играть.

  1. Научить искать отличия.

Детям 1-2 лет можно показывать простые картинки с очевидными отличиями.

  1. Научить находить на картинке одинаковые предметы.

Например, два одинаковых мячика или домика.

  1. Научить соотносить цифру и количество.

Для этого можно прикладывать карточку с цифрой к карточке с соответствующим количеством изображенных предметов.

  1. Научить находить на картинке предметы одной категории.

Например, нужно найти на картинке всех насекомых, игрушки, цветы.

  1. Научить подбирать ассоциации.

Это можно делать с помощью тематических пазлов-ассоциаций.

  1. Научить искать ошибки.

Можно находить на рисунках и объяснять, что изображено неправильно, и как это нужно исправить.

  1. Научить различать предметы по очертаниям и находить нужные силуэты.

Например, можно вкладывать вкладыши в нужные отверстия на досках-вкладышах или сбрасывать фигурки в соответствующие отверстия логической основы.

Как заниматься с ребенком

При развитии ребенка 1-2 лет важно обратить внимание на три основных направления:

  • бумажное направление — занятия по книгам, иллюстрациям, карточкам, настольным играм;
  • игрушечное направление — занятия, проводимые с использованием игрушек;
  • реальное направление — занятия, на которых ребенок имеет дело с реальными объектами и способами познания; например, с посудой и продуктами ребенок знакомится во время обеда, а с транспортом — во время путешествия на нем.

Литература:

  1. Земцова О.Н. Вправо-влево. 2-3 года, 2015.
  2. Земцова О.Н. Задачки для ума. Развиваем мышление. 2-3 года, 2015.
  3. Земцова О.Н. Найди отличия. 2-3 года, 2015.
  4. Земцова О.Н. Ожившие буквы. 1-2 года, 2015.
  5. Земцова О.Н. От слова к рассказу. 2-3 года, 2015.
  6. Земцова О.Н. Тесты для детей. 1-2 года, 2015.
  7. Земцова О.Н. Что нас окружает. Познаем мир. 1-2 года, 2015.
  8. Земцова О.Н. Что нас окружает. Познаем мир. 2-3 года, 2015.
  9. Земцова О.Н. Цифры и числа. Учимся считать. 2-3 года, 2015.

Изучаем цвета и формы с ребенком 1-2 лет

Развивающий сундучок: 25 типов игрушек для детей 1-2 лет

17 логических навыков, лежащих в основе понятийного мышления

Библиотечка малыша: 7 типов книг для детей от 0 до 2 лет

Запись опубликована в рубрике Все статьи, Развитие. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *