Развивающий сундучок: 18 типов игр и игрушек для детей 3-5 лет

Игрушки для детей 3-4 лет следует подбирать так, чтобы они способствовали развитию таких логических навыков, как анализ, синтез, мышление по аналогии, а также помогали научиться читать, считать и просчитывать ходы.

Развивающие кубики

В 3 года ребенок уже не просто строит башенки из кубиков. Малыш складывает из кубиков изображения. Эта простая игра развивает такую логическую операцию, как синтез, то есть ребенок из отдельных элементов собирает единое целое. Сначала малышу можно предложить комбинацию из 4 кубиков, потом — из 9, 12 и 16.

Хорошими игрушками для детей 3 и 4 лет являются кубики-мякиши из серии «Умная математика» и «Умная азбука». Математические кубики знакомят ребенка с цифрами и с такими элементарными математическими операциями, как сложение и вычитание. Кубики с азбукой знакомят ребенка с алфавитом, из них можно выкладывать слоги и слова.

Городок

Городок представляет собой набор объемных геометрических фигур. Это конусы, прямоугольные параллелепипеды, арки и кубики. Все фигуры сделаны из пластмассы четырех основных цветов: зеленого, синего, красного и желтого.

В городок можно играть по-разному. Каждый тип игры развивает определенный логический или творческий навык. Развитию такого логического навыка, как мышление по аналогии, помогает сбор по образцу. Ребенку предлагается изображение с готовой конструкцией из деталей городка. Задача малыша — воспроизвести ее в пространстве.

Также детали городка вместе с пластмассовыми шариками можно использовать, чтобы научить ребенка классифицировать предметы по форме и цвету. Например, сначала все детали сортируются по форме: квадратные, круглые, прямоугольные, треугольные. Потом их можно разделить по цвету: красные, желтые, зеленые и синие. Классификация является одним из основных навыков логического мышления.

Конструкторы

Конструкторы и мозаики способствуют развитию воображения и пространственного мышления. В плане развития логических навыков эти игрушки несут ту же функцию, что и городок — сбор деталей по аналогии. Нужно как можно больше тренировать ребенка в сборе комбинаций по образцу.

Наиболее распространенными видами конструкторов являются конструкторы производства Lego. Из деталей конструктора можно собирать замки для принцесс, животных, ферму и все, что угодно. Чем больше деталей — тем лучше: больше возможностей фантазировать и развивать внимание, тренируясь собирать модели по образцу.

Мозаика

Среди мозаики наиболее популярны два вида. Это пластмассовые гвоздики и геометрические фигуры на магнитах. Из гвоздиков можно собирать различные изображения на пластмассовой основе с отверстиями, а также сортировать их, раскладывая в разноцветные стаканчики. Это не только развивает навык классификации, но и тренирует мелкую моторику, что, в свою очередь, способствует развитию речи и интеллекта. Маленькие пластмассовые гвоздики можно собирать ножками — это хорошая тренировка для детей, у которых наблюдается гипертонус мышц голени.

Магнитная мозаика представляет собой набор геометрических фигур разных цветов, которые прикладываются к металлической основе. Это арки, треугольники, круги, полукруги, квадраты, прямоугольники. Фигуры отличаются не только по цвету, но и по размеру. Малышам очень интересно складывать мордочки животных, домики, кораблики и прочие модели из геометрических фигур. При этом развиваются такие мыслительные навыки, как анализ и синтез.

Фигуры можно сортировать по цвету, форме и размеру, а также задавать закономерности и последовательности, которые ребенок должен продолжить. Более подробным аналогом такой мозаики являются блоки Дьеныша.

Азбука и цифры на магнитах

На металлическую основу можно клеить не только магнитные геометрические фигуры, но также буквы и цифры. Из букв можно складывать слоги и простые слова, сортировать их на гласные и согласные. С помощью магнитных цифр можно научить ребенка элементарным логическим операциям — сложению и вычитанию.

Ножницы и бумага

В 3 года ребенку можно доверять безопасные детские ножницы и бумагу, которую можно резать. Этот простой инвентарь позволяет ребенку развивать мелкую моторику и тренировать ручки.

Кукла с одеждой

Еще одним способом тренировки мелкой моторики является переодевание куклы. Чем больше кнопочек, пуговиц, завязочек, замочков на одежде куклы, тем больше возможностей для тренировки мелкой моторики.

Кроме игрушек, для развития логического мышления у детей 3-4 лет широко используются пазлы, развивающие карточки и настольные игры.

Шахматы

Шахматы — это древнейшая игра, которая не просто развивает логическое мышление, но и учит ребенка играть по правилам и просчитывать ходы. Шахматы развивают аналитические способности и учат выявлять причинно-следственные закономерности.

Шахматы представляют собой набор из 32 фигур (16 черных и 16 белых) и доску в черно-белую клеточку (64 клетки). Каждая фигура имеет свою траекторию передвижения. В шахматы играют 2 игрока. Кто поставит мат — тот и победил. Детям 3-4 лет не обязательно знать все нюансы игры, достаточно знать фигуры и ходить ими, уметь их расставлять и иметь представление о цели игры и ее общих стратегиях.

Шашки

Шашки представляют собой фишки темного и светлого цвета. В шашки можно играть на шахматной доске. Победитель в игре — тот, кто уничтожил все шашки соперника. Эта игра хорошо развивает логику и пространственное мышление.

Лото

Лото способствует развитию логического и наглядно-образного мышления ребенка, учит анализировать и сопоставлять предметы, развивает внимание. Игра представляет собой карточки с изображенными на них предметами окружающего мира. Тематика может быть разной: игрушки, транспорт, растения, животные и другие.

Предметы изображены в крупных клетках на больших карточках. Вторая часть набора — маленькие карточки. Суть игры — соотнести и разложить маленькие карточки на соответствующие клетки больших карточек.

Домино

Домино хорошо развивает ассоциативное мышление. Правила такие же, как и во взрослом домино, только вместо точек на костяшках изображены красочные цветы, животные или другие объекты окружающего мира.

Счетные палочки. Палочки Кюизенера

Палочки Кюизенера предназначены для развития математических способностей ребенка. Набор включает в себя четырехгранные палочки разных цветов и разной длины. Благодаря таким палочкам ребенок может «потрогать математику руками».

Чтобы привлечь внимание ребенка, сначала можно просто выкладывать различные фигуры из палочек, как из деталей конструктора.

В дальнейшем с палочками можно проводить различные логические и математические операции:

  • сортировать по цвету и длине;
  • выкладывать цветовые последовательности, прося ребенка продолжить их;
  • прятать одну из предложенных палочек и просить ребенка угадать, какая исчезла;
  • составлять пары палочек по какому-либо признаку (по цвету, по длине);
  • просить назвать цвет палочки с предлогом «не» (не синяя, не красная);
  • знакомиться с пространством и множеством (выше — ниже, справа — слева, больше — меньше, параллельно — перпендикулярно);
  • измерять палочками длину предметов (например, длина книги — 5 красных палочек);
  • выкладывать из палочек геометрические фигуры.

Игры с кубиком и фишками

Настольные игры с кубиком и фишками развивают в ребенке внимательность, пространственное мышление, помогают научиться считать и действовать по правилам, а также воспитывают в ребенке целеустремленность. Очень важно, чтобы ребенок доходил до конца в игре, а не отвлекался в ее процессе на другие дела.

Игра представляет собой картонную основу с определенным количеством клеточек, по которым игрок должен добраться к цели. Игроков может быть 2 и более. Участникам игры раздаются фишки, которые передвигаются по клеточкам. Количество ходов определяется случайно — бросается кубик. Сколько очков выпадет — столько ходов делает участник. Количество ходов — от 1 до 6.

Определение по признаку

Умение определять объект к группе объектов, схожих по какому-то признаку, является показателем развитого понятийного мышления. У детей 3-4 лет этот вид мышления еще не развит, однако родители могут позаботиться о развитии детской логики, выполняя упражнения, связанные с отнесением объекта к определенной группе. Для этого существуют специальные настольные игры.

Игры представляют собой набор карточек (8 больших и 32 маленьких). Карточки можно распечатать или купить. Хорошими играми данного типа являются игры из серии «Рыжий кот. Первые уроки». Тематика может быть разной — животные, растения, виды местности, эмоции и т.п.

Например, к каждому из 8 видов местности прилагаются по 4 карточки с растениями, которые произрастают в соответствующих местах.

Настольные игры не просто интересны малышам. Эти игры хорошо развивают детскую логику, которая лежит в основе развития понятийного мышления в школьном возрасте.

Пазлы с изображениями

В 3-4 года ребенку можно предлагать складывать пазлы из 30 и более деталей. Чем больше деталей — тем больше развивается способность к синтезу, а также формируются такие качества, как усидчивость, сосредоточенность, способность работать над целью в течение длительного времени.

Пазлы «Умный малыш»

Пазлы из серии «Умный малыш» учат ребенка мыслить категориями, обобщать объекты по определенному критерию, классифицировать их. Например, растения можно разделить на категории: овощи, фрукты, ягоды, корнеплоды, грибы.

Пазлы «Азбука»

С помощью этих пазлов ребенок изучает буквы, запоминает их расположение, учится соотносить звучание слова с определенной буквой. Например, А — ананас, Б — белка, В — велосипед.

Пазлы «Арифметика»

Математические пазлы помогают ребенку научиться считать, сравнивать объекты по количеству, соотносить цифру и количество объектов.

Изучаем времена года с ребенком 3-5 лет

Развиваем интеллект у детей 3-5 лет (кругозор)

Развиваем интеллект у детей 3-5 лет (логика)

Запись опубликована в рубрике Все статьи, Развитие. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *