Тема сказки в литературе и искусстве

Нет лучше тех сказок, которые создаёт сама жизнь. (Г.Х. Андерсен)

Сказки существовали еще в Древней Руси, когда художественная литература еще не была достаточно развита.

Отечественные традиции авторской сказки

Сказки существовали еще в Древней Руси, когда художественная литература еще не была достаточно развита. Сказка выполняла эстетическую функцию и относилась к так называемому «неполезному чтению», которое особенно было популярным в XVII-XVIII веках. В XIX веке авторская сказка стала эволюционировать и превращаться в самостоятельный литературный жанр.

Одним из родоначальников традиции отечественной авторской сказки был Василий Жуковский. Его перу принадлежат замечательные сказки о Царе Берендее и Спящей царевне.

Со сказочным творчеством Василия Жуковского тесно связано творчество Александра Пушкина. Поэт положил сюжеты народных сказок на стихи, и в этом состоит очарование сказок автора.

Ряд ярких отечественных сказок создал Корней Чуковский. Детский автор записывал сказки стихами, как и Пушкин, но совершенно в ином стиле. Сказки Чуковского – чисто детские и тесно связаны с повседневной жизнью ребенка. Например, через сказки «Мойдодыр» и «Муха-Цокотуха» ребенок знакомится с основными правилами быта, а также усваивает простые нормы поведения, например, делает вывод, что по утрам нужно умываться, а то «нечистым трубочистам – стыд и срам».
Некоторые отечественные сказочники прославились всего лишь одной написанной сказкой, которая стала их визитной карточкой. Например, для Петра Ершова – это сказка «Конек-горбунок», а для Юрия Олеши – «Три толстяка».

Большой вклад в развитие жанра русской сказки внес Алексей Толстой, автор знаменитого «Золотого ключика, или Приключений Буратино». По сути своей, сказка о Буратино является пересказом сказки о приключениях деревянной куклы Пиноккио Карло Коллоди. Однако сюжет сказки Буратино оригинален и не похож на приключения Пиноккио.

Ярчайшим представителем ленинградской школы авторской сказки является Радий Погодин, автор сказок «Шаг с крыши», «Книжка про Гришку», «Сказка про жеребенка Мишу и мышонка Терентия». Сказки Погодина адресованы разным возрастным категориям – от малышей до подростков.

Тенденцию перехода отечественной авторской сказки к литературной сказке демонстрируют произведения Эдуарда Успенского. Необычные персонажи, ни на кого не похожие, появляются в сказках про Крокодила Гену и его друзей, а также в сказке «Вниз по Волшебной реке».

Тема сказки в искусстве

Кроме литературы, авторские и народные сказки широко используются и в других видах искусства. На сказочные сюжеты ставят оперы и спектакли.

Сказочные сюжеты широко использовались и кинемотографистами. Наверняка каждый малыш смотрел по телевизору советские сказки «Морозко», «Двенадцать месяцев», «Алые паруса», «Человек-амфибия». Гадкий Утенок и Серая Шейка стали удивительными героями мультипликационных фильмов.

В книгах детских сказок иллюстрации представляют не меньшую ценность, чем тексты. Малыши просто обожают рассматривать красочные картинки в книжках! Слушая сказку, ребенок воображает себе персонажей и сказочный мир визуально, а с помощью изображений он может воспроизвести сказочную историю самостоятельно.

Иллюстрация к сказке существует не только для красоты. Это особый художественный жанр и направление, служащее определенным целям, воплощающее детские фантазии, оживляющее память прошлых лет. Иллюстрации помогают малышу почувствовать себя участником сказочных событий, способствуют развитию образной памяти мышления и воображения, развивают душу, сердце и ум ребенка.

Источник: статья создана с использованием материалов из книги В. Соловьева «Русская культура» (2004).

Запись опубликована в рубрике сказкотерапия, статьи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *